Тендеры в России: история, виды, участники
тендеры в россии когда
Тендеры в России
В России тендеры проводятся с конца XIX века, однако современная законодательная база начала формироваться только в 1990-х годах. С тех пор тендерное законодательство претерпело значительное развитие и изменения.
История развития тендерного законодательства
Первые тендеры в России появились еще в конце XIX века, однако современная законодательная база начала формироваться только в 1990-х годах. До этого времени закупки осуществлялись в основном по прямым договорам или путем запроса ценовых предложений у ограниченного круга поставщиков.
В 1994 году был принят первый закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», который ввел обязательное проведение тендеров для закупок товаров и услуг на сумму более 100 млн рублей. В 1999 году этот закон был заменен новым законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который значительно расширил сферу применения тендеров и установил единые правила для проведения закупок на всех уровнях власти.
В последующие годы тендерное законодательство неоднократно изменялось и дополнялось. Основной целью этих изменений было повышение прозрачности и эффективности закупочного процесса, а также борьба с коррупцией. В частности, в 2006 году был введен принцип «электронного аукциона» как основного способа проведения тендеров, а в 2013 году был создан единый информационный портал для размещения информации о закупках.
В настоящее время тендерное законодательство России является достаточно развитым и соответствует международным стандартам. Однако оно все еще находится в стадии совершенствования, и в ближайшие годы ожидаются новые изменения, направленные на дальнейшее повышение эффективности и прозрачности закупочного процесса.
Виды тендеров
В России существуют различные виды тендеров, каждый из которых имеет свои особенности и предназначен для закупки определенных товаров, работ или услуг.
Основными видами тендеров являются⁚
- Открытый тендер ⎯ могут участвовать все желающие поставщики, которые соответствуют установленным требованиям.
- Закрытый тендер ⎯ приглашения к участию направляются только заранее отобранным поставщикам.
- Двухэтапный тендер ౼ на первом этапе поставщики подают заявки на участие, а на втором этапе из числа допущенных участников проводится конкурс.
- Электронный аукцион ౼ тендер, который проводится в электронной форме на специальных площадках.
- Запрос котировок ౼ используется для закупок товаров, работ или услуг на сумму до 3 млн рублей.
- Запрос предложений ⎯ используется для закупок товаров, работ или услуг на сумму до 100 млн рублей.
Выбор вида тендера зависит от различных факторов, таких как стоимость закупки, сложность предмета закупки, количество потенциальных поставщиков и т.д.
Тендеры играют важную роль в обеспечении прозрачности и эффективности закупок в России. Они позволяют государственным и муниципальным органам приобретать необходимые товары, работы и услуги по наиболее выгодным ценам и на конкурентной основе.
Участники тендерных торгов
Участниками тендерных торгов в России могут быть как юридические, так и физические лица, соответствующие требованиям, установленным в тендерной документации.
К основным участникам тендерных торгов относятся⁚
- Поставщики ౼ юридические или физические лица, которые предлагают свои товары, работы или услуги для закупки.
- Заказчики ౼ государственные или муниципальные органы, а также юридические лица, осуществляющие закупки для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
- Операторы электронных площадок ౼ юридические лица, которые обеспечивают проведение электронных аукционов и других тендерных процедур в электронной форме.
- Контролирующие органы ౼ Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и другие органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о тендерах.
Поставщики, желающие участвовать в тендерах, должны соответствовать определенным требованиям, таким как наличие необходимых лицензий, отсутствие задолженностей по налогам и сборам, а также соответствие квалификационным требованиям, установленным заказчиком.
Заказчики обязаны обеспечить равный доступ всех поставщиков к участию в тендерах и соблюдать принципы прозрачности, конкуренции и эффективности.
Операторы электронных площадок должны обеспечивать техническую возможность проведения электронных аукционов и других тендерных процедур, а также гарантировать их безопасность и достоверность.
Контролирующие органы осуществляют надзор за соблюдением законодательства о тендерах, рассматривают жалобы участников тендерных процедур и принимают меры по пресечению нарушений.